На первый взгляд Вьетнам представляется таким же буддистским государством, как и его соседи по Юго-Западной Азии. Но вот официальная статистика это не подтверждает. Вот, к примеру, данные переписи населения за 2019 год.
Как видно, подавляющее большинство населения относят себя к атеистам либо к традиционным вьетнамским верованиям, вероятно языческим. Из монотеистических религий относительное большинство у христианской веры, по большей части, католической. Действительно, путешествуя по городам Вьетнама можно встретить католические храмы ничуть не реже буддистских пагод. А вот буддисты составляют всего лишь 4 с лишним процента от населения этой азиатской страны.
Другое дело, сто́ит ли доверять этим цифрам. С одной стороны, в последнее время во Вьетнаме декларируется свобода вероисповедания. Но коммунистическое руководство и не особо поощряет религиозность. Похоже на ситуацию позднего СССР, где также подавляющее большинство населения считалось неверующими.
В общем, во Вьетнаме мирно сосуществуют самые различные верования, при этом ни одно из них не занимает доминирующего положения. Я видел в некоторых домах местных жителей как буддистский алтарь мирно соседствует с рождественской елью. Население спокойно относится к иноверцам.
Поэтому неудивительно, что именно во Вьетнаме возникло религиозное движение, вобравшее в себя множество ритуалов из других верований – Каодай. Новая религия возникла в южновьетнамском городе Тэйнинь у самой границы с Камбоджей в 1926 году. Движение быстро обрело значительное число адептов. Считается, что во Вьетнаме их около 2-х миллионов.
Не стану рассуждать о тонкостях вероучения Каодай, но интересно ознакомиться с личностями, почитаемыми этой религией. Среди святых тут вполне ожидаемы Будда, Конфуций, Мухаммед, Иисус Христос, Моисей. Кроме того также почитаются как святые, например, Уильям Шекспир, Жанна д’Арк и, неожиданно… Владимир Ленин.
Главный храм Каодай находится в Тэйнине. В Дананге также имеется их приход. Вот его я и посетил накануне.
Расположена церковь в центре города, неподалеку от железнодорожного вокзала. Найти это место не составит труда.
Территория не очень большая, ограждение простое. Главные ворота почему-то были закрыты, доступ возможен лишь только через боковые входы.
Кстати на фото выше – подпись «Женщины», но это я перевел позднее. А в этот раз я прошел по незнанию в «женский» вход, впрочем, никаких санкций против меня за это не последовало.
Тут же установлена уже довольно потрепанная временем табличка, где на 4-х языках оповещают, что с 27 января 2020 года доступ туристов ограничен. Честно говоря, не совсем понял смысла этой надписи: возможно это было связано с зарождавшейся в то время пандемией Covid-19. Но я прошел без каких-либо препятствий.
В отличие от буддистского храма, посещенного мной накануне, здесь нет никаких скульптур. Но, что сразу поражает, гостя во дворе церкви встречает большое количество деревьев бонсай. Они здесь разнообразны, посажены в прелестные сосуды.
Любители декоративного растениеводства найдут здесь много интересного.
Из прочих элементов дизайна присутствует лишь небольшой прудик.
Само здание церкви не очень большое. Но это все же полноценный храм, а не какой-то молельный дом. В архитектурном стиле похоже на пагоду.
Шпили на крыше увенчаны буддистскими свастиками.
Внутрь храма я заходить не стал, там как раз в это время шла служба. На входе положено оставлять обувь и облачаться в специальную белую накидку. Как уже можно догадаться, подобно мусульманам, мужчины и женщины молятся отдельно.
Также похожа на исламскую поза молящихся, только вместо ковриков они используют маленькие подушечки.
На заднем фоне, у алтаря можно заметить символ каодаизма – огромный глаз, чем-то напоминающий масонский.
Но, честно говоря, внутреннее убранство храма не поражает воображения. Помещение небольшое, украшений – минимальное количество. Так что самое интересное находится на улице.
Кроме мини-деревьев бонсай здесь растет и большое дерево. Надпись под ним гласит, что посажено оно было 8 июля 1956 года в день открытия церкви Каодай в Дананге.
В целом, интересное место. Есть смысл посетить храм столь самобытной религии.