Привет, друзья-путешественники и ценители непростой истории! 👋 Сегодня мы рассмотрим еще один монументальный памятник Пномпеня, который стоит в самом центре города, недалеко от Королевского дворца и Монумента Независимости. Это Монумент Камбоджийско-Вьетнамской Дружбы (Cambodia-Vietnam Friendship Monument). И, как многое в истории Камбоджи, он вызывает очень разные, порой диаметрально противоположные, чувства и трактовки.
Что представляет собой памятник?
Монумент представляет собой высокий обелиск, облицованный светлым камнем, увенчанный традиционной кхмерской крышей с декоративными элементами. У его основания – мощная скульптурная группа: фигуры двух солдат – камбоджийского и вьетнамского – стоят плечом к плечу, защищая женщину с ребенком, символизирующую камбоджийский народ. На стеле можно увидеть барельеф с перекрещенными флагами Камбоджи и Вьетнама.
На постаменте установлена мемориальная доска с текстом на кхмерском, вьетнамском и английском языках. Английский текст гласит:
“The Cambodia-Vietnam Friendship Monument was built as a testimonial of gratitude for and in memory of the sacrifice of Cambodian people in the cause of Vietnam’s territorial unification during the 60s-70s, and the sacrifice of Vietnamese Army and People in the liberation of Cambodian people from the genocidal regime of Democratic Kampuchea in the 70s-80s.”
Русский перевод:
“Монумент Камбоджийско-Вьетнамской Дружбы был построен как свидетельство благодарности и в память о жертвах камбоджийского народа в деле территориального объединения Вьетнама в 60-70-е годы, и о жертвах Вьетнамской Армии и Народа в освобождении камбоджийского народа от геноцидного режима Демократической Кампучии в 70-80-е годы.”
Эта надпись – ключ к пониманию официальной (и вьетнамской) трактовки событий.
Исторический контекст: два пласта памяти
Надпись на памятнике указывает на два периода “дружбы” и “жертв”:
- “Жертвы камбоджийского народа в деле территориального объединения Вьетнама в 60-70-е годы”:
Этот пункт отсылает к периоду Вьетнамской войны. Тогда Камбоджа под руководством принца Нородома Сианука, пытаясь сохранить нейтралитет, позволяла Северному Вьетнаму и силам Вьетконга использовать свою восточную территорию (т.н. “Тропа Хо Ши Мина”) для переброски войск и снабжения в Южный Вьетнам, а также порт Сиануквиль для поставок. Это имело катастрофические последствия для Камбоджи: американские бомбардировки этих территорий, дестабилизация страны, способствовавшая приходу к власти Лон Нола, а затем и Красных Кхмеров. “Жертвы камбоджийского народа” здесь – весьма специфическая трактовка сложнейшего периода. - “Жертвы Вьетнамской Армии и Народа в освобождении камбоджийского народа от геноцидного режима Демократической Кампучии в 70-80-е годы”:
Это относится к периоду правления Красных Кхмеров (1975-1979) под руководством Пол Пота. Их режим Демократической Кампучии ответственен за геноцид собственного народа, в результате которого погибло, по разным оценкам, от 1.7 до 3 миллионов человек. Красные Кхмеры также проводили агрессивную политику по отношению к Вьетнаму, совершая кровавые набеги на приграничные вьетнамские деревни.
В ответ на это, а также для установления дружественного режима, Вьетнам в конце 1978 года ввел свои войска в Камбоджу. 7 января 1979 года вьетнамские войска и силы Единого фронта национального спасения Кампучии (состоявшего из камбоджийских диссидентов, бежавших от Красных Кхмеров) вошли в Пномпень, свергнув режим Пол Пота. В числе, пришедших с вьетнамской армией камбоджийских оппозиционеров был и Хун Сен – нынешний многолетний правитель Камбоджи. Была провозглашена Народная Республика Кампучия, дружественная Вьетнаму и СССР. Вьетнамские войска оставались в Камбодже до 1989 года.
Символ дружбы или напоминание об оккупации?
Вот здесь и кроется главная неоднозначность монумента.
Для правительства, установленного при поддержке Вьетнама, и для части населения, пережившей ужасы полпотовского режима, вьетнамское вторжение было освобождением от геноцида. Для них этот памятник – символ благодарности спасителям. 🤝
Однако для многих других камбоджийцев, особенно националистически настроенных, и тех, кто помнит долгую историю камбоджийско-вьетнамских конфликтов и территориальных споров, этот монумент является символом вьетнамской оккупации и доминирования. Они указывают на то, что Вьетнам преследовал и свои геополитические интересы, установив в Камбодже марионеточное правительство. Историческая неприязнь между кхмерами и вьетами имеет глубокие корни, и десятилетнее присутствие вьетнамских войск лишь усилило эти настроения у части общества.
Поэтому Монумент Дружбы неоднократно становился объектом критики и даже актов вандализма во время анти-вьетнамских протестов.
Личные впечатления
Стоя перед этим монументом, сложно отделаться от смешанных чувств. С одной стороны, нельзя отрицать факт, что вьетнамское вторжение положило конец одному из самых чудовищных режимов XX века. Миллионы камбоджийцев были спасены от неминуемой гибели. С другой – история не бывает черно-белой. “Освобождение” часто идет рука об руку с политическими интересами “освободителя”. 🤔
Сам памятник, выполненный в стиле социалистического реализма, выглядит внушительно и торжественно, особенно на фоне ярко-синего камбоджийского неба. Он определенно заставляет задуматься о сложных переплетениях истории, политики и человеческих судеб.
Что в итоге?
Монумент Камбоджийско-Вьетнамской Дружбы – это мощный и многослойный исторический маркер. Независимо от того, как его трактовать, он напоминает о ключевом поворотном моменте в истории Камбоджи – свержении режима Красных Кхмеров – и о той роли, которую сыграл в этом Вьетнам. Для путешественника, интересующегося историей, это место обязательно для посещения, чтобы попытаться собрать воедино сложный пазл камбоджийского прошлого и настоящего.
Это памятник не только “дружбе”, но и сложным, порой болезненным, взаимоотношениям двух соседних народов, чьи судьбы тесно переплетены.