Привет, друзья-путешественники и археологи корпоративных цивилизаций! 👋 Гуляя по улицам Пномпеня, можно найти много удивительного: древние храмы, футуристические небоскребы, торговцев жареными сверчками. А еще можно встретить призрак. Призрак из бурных 2010-х, родом из России. Его зовут «Билайн».
Нет, вы не найдете здесь его офисов или SIM-карт. Сигнал давно пропал. Но его наследие живо, и оно защищает местных жителей от тропического солнца и проливных дождей. Я говорю о них — о вездесущих желто-черных зонтах, которые стали невольными памятниками ушедшей эпохе.
Как всё начиналось: Большая желтая лихорадка
Когда-то «Билайн» (под брендом материнской компании VimpelCom) ворвался на рынок Камбоджи с размахом. Агрессивный маркетинг, низкие цены и, конечно же, тонны брендированной продукции. Эти желто-черные зонты, кепки и футболки были повсюду. Казалось, бренд пришел всерьез и надолго, чтобы побороться за место под камбоджийским солнцем с местными гигантами вроде Cellcard и Smart.
Это была настоящая битва титанов мобильной связи, где выжили не все.
Почему сигнал пропал? Краткая история одного ухода
Так почему же «Билайн» исчез? Всё прозаично, как сюжет бизнес-драмы.
Во-первых, рынок был перегрет добела. В Камбодже в те годы работало около 8-9 мобильных операторов! Это создавало невероятную конкуренцию.
Во-вторых, ценовая война на выживание. Чтобы привлечь абонентов, все компании предлагали безумно дешевые тарифы. В итоге средний доход с одного пользователя (тот самый ARPU) был одним из самых низких в мире. Зарабатывать в таких условиях было почти невозможно.
Не сумев занять лидирующие позиции и столкнувшись с низкой рентабельностью, VimpelCom в 2013 году продал свою долю местному игроку и тихо покинул страну. Это был кхмерский «Game of Thrones» от мира телекома, и «Билайн» не взошел на Железный трон.
Что в итоге? Бессмертие в полиэстере
И вот тут начинается самое ироничное. Маркетинговые бюджеты испарились, топ-менеджеры давно сменили геолокацию, а сигнал превратился в ностальгическое воспоминание. Но зонты… зонты остались!
Они оказались настолько качественно сделанными, что пережили саму компанию на целое десятилетие. Они кочуют от одного бережливого уличного торговца к другому, их латают, чинят, но не выбрасывают. Рядом с вечным и несокрушимым брендом Coca-Cola, желто-черный зонт «Билайна» выглядит как стойкий, но слегка потрепанный ветеран, рассказывающий байки о былых сражениях.
Пожалуй, самая успешная и долговечная инвестиция «Билайна» в Камбодже — это, без сомнения, их зонты. И в этом есть своя суровая правда жизни: в тропиках надежная тень от солнца порой куда ценнее, чем еще одна палочка на индикаторе сигнала в телефоне.