Для начала немного теории для тех, кто не совсем в теме: что это за «визаран» такой и зачем он нужен. Въезд во Вьетнам возможен по визе, а для граждан некоторых стран доступен безвизовый въезд (штамп). Туристическая виза или штамп всегда имеют определенный срок, в течение которого разрешено находиться в стране. Для россиян, начиная с августа 2023 года, пребывание по туристической визе разрешено в течение 90 дней, а по безвизовому штампу – 45 дней.
Но что делать, если установленный срок пребывания в стране заканчивается, а пробыть во Вьетнаме хочется немножко дольше. Вид на жительство, а тем более гражданство этой восточноазиатской страны получить очень сложно. Всяческие долгосрочные специальные визы сопряжены с различными бюрократическими процедурами и денежными расходами. Проще всего продлить разрешение на пребывание в стране через визаран.
Визаран, происходит от английского выражения visa run (бег за визой). Означает кратковременный выезд из страны, чтобы через какое-то время или даже сразу вернуться назад, получив новую визу (штамп в паспорте). Не во всех странах возможен визаран, некоторые ограничивают количество дней в году, когда можно находиться в стране. Но во Вьетнаме никаких ограничений на количество и частоту визаранов нет. Многие так живут годами. Лишь бы только странички в паспорте не закончились. ☺️
Когда пора на визаран
При въезде в первый раз во Вьетнам по визе либо по штампу пограничник впишет ручкой дату, до которой разрешено нахождение в стране. В течение этой указанной даты туристу еще разрешено пребывание во Вьетнаме.
В приведенном мной примере мне необходимо выехать из Вьетнама до 25 декабря 2024 года 23:59. Но я не собираюсь праздновать Рождество в дороге. Обычно стараюсь совершить очередной визаран за пару дней до крайнего срока. Многие едут именно в последний день. Однако я предпочитаю обойтись без рисков. В жизни всякие форсмажоры могут случиться: налетит тайфун и дорогу закроют (что, кстати, довольно часто во Вьетнаме случается), живот прихватит… А нарушение сроков пребывания чревато ощутимым штрафом, да и въезд могут запретить.
Лучше выбрать для поездки будний день, если есть возможность – пассажиров в автобусе будет поменьше. И конечно лучше избегать для путешествий крупных местных праздников типа Тета (вьетнамского нового года).
Куда отправиться на визаран во Вьетнаме
Буду рассматривать визаран во Вьетнаме на примере Дананга – известного курортного города в центральной части страны. Какие варианты тут имеются? В городе имеется достаточно крупный международный аэропорт, что позволяет легко совершить кратковременное путешествие в любую соседнюю страну. Более бюджетный вариант – поездка к сухопутному пункту пропуска на автобусе / автомобиле / мотоцикле.
К сухопутному путешествию за границу распологает сама география: Вьетнам вытянулся с севера на юг на полторы тысячи километров, тогда как в поперечнике это расстояние порой не превышает 50 км. С востока страна омывается океаном, а вот на западе имеет довольно протяженную сухопутную границу с Камбоджей и Лаосом. По прямой от Дананга до границы с Лаосом всего 70 км. Автобусы, понятное дело, по прямой не ездят. Да и пункты пропуска расположены в строго определенный местах. Но, все равно, выехать за границу из Дананга можно очень быстро.

Ближайший погранпункт к Данангу – Нямзянг, расположенный в 150 км. Но ближе не значит лучше. Дорога туда отвратительна. Самостоятельно на байках туда мало кто решается добираться. В общем, этот маршрут у визаранщиков не пользуется популярностью.
Следующий по удаленности пункт пропуска Ла Лей. До него ехать 200 км. Это такой маленький локального масштаба погранпункт, используемый, в основном, местными жителями с обеих сторон границы. Я один раз проезжал через него, добираясь с лаосского Паксе в Дананг. Дорога нормальная. Но проходящего транспорта мало. Есть несколько автобусов в лаосские провинции из Дананга или Хюэ.

Третий погранпост Лао Бао расположен примерно в 250 км от Дананга, но именно он самый популярный среди туристов-визаранщиков. Кроме транзитных автобусов, непосредственно в Лао Бао ходит большой слипбас из Дананга. Вот на нем удобнее всего совершить однодневный вояж за новым штампом в паспорте.
Что взять с собой для поездки
Однозначно необходимы лишь две вещи: действующий загранпаспорт и деньги. Наличные необходимы для оплаты слипбаса и на (увы) взятки пограничникам. Слипбас сто́ит 250.000 донг в одну сторону (10$). На подношения стражам границы уходит обычно 120.000 донг (4.7$). Плюс что-то понадобится на такси в Дананге, а также и на воду-перекусы. Итого, 1.000.000 донг (39$) должно хватить.
Дополнительные принадлежности:
- Надувная подушка. Ехать около 5 часов лежа или полулежа. В автобусе есть подушечки, но лучше воспользоваться своей.
- Плед. Даже в самую жару слипбасы изнутри хорошо охлаждаются. Опять-таки имеются общественные пледы, но гигиеничнее укрыться родным пледом.
- Вода питьевая. В Лао Бао может быть очень жарко, лучше взять побольше.
- Закуски (бутерброды, снеки, печенье).
- Пауэрбанк для зарядки электроники. В автобусе зарядки нет.
- Наушники для прослушивания музыки или аудиокниг.
- Плащ-дождевик. Погода может быть непредсказуема.
- Ручка пишущая, очки (кому актуально). На лаосской границе необходимо будет заполнить небольшую анкету. Ручки общественные присутствуют, но если будет скопление народа – может не хватить на всех.
- Салфетки влажные. В дороге всегда пригодятся.
Отправление из Дананга
Автобусы отправляются с Центрального автовокзала. Время отправления – каждый день в 6.30 и 7.30 утра. До автовокзала ходит несколько маршрутов городских автобусов. Естественно, можно доехать на такси. Я обычно утром добираюсь автобусом №2. Городские автобусы тоже курсируют по расписанию, легко подгадать, когда подойти к остановке. Но городские автобусы рано заканчивают ходить (в 18.00-19.00), потому по приезду обратно в город добираюсь на такси.

После прохода через центральный вход автовокзала необходимо пройти мимо здания касс (кассы не понадобятся) и выйти к перронам. Далеко идти не надо. Автобусы на Лао Бао отправляются с начала ближайшего терминала ожидания. В крайнем случае всегда можно спросить у местных торговцев: «Лао Бао?» Они пальцем покажут место посадки.
Слипбас подают под посадку где-то за 30 минут до отправления. Как и в буддистский храм, в междугородние автобусы здесь принято входить без обуви. Для этого на входе вам выдадут полиэтиленовый пакет с тем, чтобы сложить туда снятую обувь. На входе платить не нужно. По ходу движения уже за городом специально обученный человек пройдет по салону и соберет плату. Водители достаточно пунктуальны, автобусы обычно отходят вовремя.
В салоне автобуса расположены кресла в три ряда. На этих креслах можно либо сидеть, вытянув ноги вперед, либо полулежать. Можно даже вполне с комфортом поспать. Есть небольшой столик, где можно расположить бутылку с водой или небольшую сумочку. Автобус среднего состояния: не сказать, чтоб совсем новый, но и не сильно обшарпанный. Как я уже упоминал, всю дорогу работает мощный кондиционер. Туалета нет.
В дороге
Маршрут от Дананга до Лао Бао можно разделить на две части. Поначалу автобус едет по равнине вдоль моря. Где-то через полтора часа неподалеку от Хюэ водитель делает первую (и единственную) остановку рядом с закусочной. Стоянка достаточно продолжительная, минут 20-30. Можно перекусить, покурить, посетить туалет. На выходе из автобуса поставят корзинку с шлепанцами. Размеры вьетнамские, если у вас большая нога, лучше надеть свою обувь.

Вторая половина маршрута более живописная. Автобус сворачивает на запад и поднимается в горы. Впрочем, подъемы здесь вполне умеренные, здесь нет серпантинов, подобных сочинским. Высо́ты не превышают 400 м над уровнем моря. Но виды открываются впечатляющие. Жаль, в этих местах у автобуса нет стоянок.
И вот примерно за пять часов прибываем на место.
Лао Бао
У самого выхода из автобуса немногочисленные путешественники атакуются гораздо более многочисленными «бомбилами» с возгласами «мотобайк?» От здания местной автостанции до пограничного пункта вполне легко дойти пешком, расстояние здесь около полутора километров, после долгой дороги даже приятно немного поразмять ноги.

Само здание автостанции небольшое, примерно такое же, как в наших небольших городках. На территории расположено отдельно стоящее капитальное здание туалета.

Что интересно, по площади сие заведение не уступает основному зданию автостанции. К сожалению, на двери замок и, похоже, уже давно. После дальней дороги не помешало бы посетить. Ну не брать же пример с местных жителей – те без стеснения справляют нужду тут же, на пустыре.

Направляемся за границу. Для этого на выходе со станции надо повернуть вправо и вдоль дороги пройтись до перекрестка. Затем свернуть налево и больше никуда сворачивать не надо, упремся прямо в пограничные ворота. Все просто!

Тут же по пути встретится заправка, где можно, наконец, найти работающий туалет. Особых достопримечательностей по пути до границы нет, не считая неказистого бетонного моста длиной 12 м через какой-то ручей. Но вьетнамцы почему-то сочли это сооружение достойным собственного имени, о чем и оповещает памятная табличка.

Прохождение границы в Лаос
Граница встречает будкой. Здесь надо предъявить паспорт для предварительного контроля. Далее проходим уже к большому зданию, где собственно и осуществляется пограничный контроль. Служители границы во всем мире почему-то ревностно охраняют свою территорию, запрещая фото- видеосъемку. Я не стал рисковать, потому интерьер пропускного пункта не запечатлел. Но ничего примечательного внутри нет. Обычные окошки для посетителей, куда предлагается сдать свой паспорт. Никаких отпечатков пальцев ни здесь, ни далее не требуют. Но зато требуют донги, ненавязчиво помахивая купюрой определенного номинала перед тем, как пограничник поставит выездной штамп.
Конкретно на этом контроле, выезда из Вьетнама, требуют 50.000 донг (2.0$). Всего понадобится пройти четыре контроля (выезд из Вьетнама, въезд в Лаос, выезд из Лаоса, въезд во Вьетнам). Взятки будут требовать почти на каждом. Очередей обычно нет никаких. Может подъехать транзитный автобус – тогда возможно придется постоять немного с пассажирами, но не более 5-10 минут.
Из Вьетнама выходим. На улице надо будет еще раз показать паспорт для контроля на выезде из Вьетнама.
Попадаем в нейтральную полосу. Идти по ничейной земле до лаосского погранпоста недолго, минут 5. Удивительно, но и тут крутятся бомбилы на байках, предлагая свои услуги.
Две страны разделяет небольшой овраг. Через него мостик. Как водится, зовется он мостом вьетнамско-лаосской дружбы. И конечно не обошлось и тут без памятной таблички. Табличка красива, сделана на совесть, только вот слово «bridge» («мост») написано с ошибкой. Но это ничего, дружба между странами от этого не пострадает.

Доходим до здания лаосского пограничного контроля. Здесь стопкой лежат бланки анкет. В основном здесь надо заполнить паспортные данные. В графе цель поездки указываем – «туризм». Пункты об адресе, где планируем остановиться в Лаосе оставляем пустым. Местные стражи границы отлично понимают каким видом «туризма» занимаются все эти европейские граждане.
Отдаем анкету в окошечко для въздного контроля. Здесь исключение, денег не требуют, сразу возвращают паспорт с въездным штампом. На всякий случай напомню: гражданам России разрешен безвизовый въезд в Лаос на срок до 30 дней.
Прогулка по Лаосу
В общем-то можно сразу же здесь разворачиваться и идти в обратную сторону получать выездной штампик из Лаоса. 99% визаранщиков так и поступают. Но мы в один из приездов решили-таки совершить небольшую экскурсию по Лаосу.

Городок по ту сторону границы называется Дансаван. Место довольно скучное и ничем не примечательное.

Есть смысл только дойти до пагоды. Идти недалеко минут 15 неспешным шагом. Людей практически нет. Впечатляет огромная статуя Будды.

Прохождение границы во Вьетнам
Погуляли по загранице, пора и домой. Возвращаемся к пограничному контролю. Идем сразу к окошечку для выезда, протягиваем паспорт и ранее заполненную анкету. Лаос страна победнее Вьетнама, поборы здесь поскромнее, отдаю 20.000 донг (0.8$). Лаосские пограничники охотно принимают валюту с той стороны.
Бодро шагаем на вьетнамскую сторону. Окошко другое, но все с точностью повторяется, как и при выезде из Вьетнама: паспорт, 50.000 донг (2.0$). И вот он, долгожданный штампик, ради чего все это мероприятие, собственно, и затевалось. Я всегда тут же, не отходя от кассы, проверяю дату. Вроде бы прецедентов не было, чтоб пограничники ошибались, но все же на душе будет спокойнее.
После прохождения контроля могут иногда предложить прокатить рюкзак через рентгеновский интроскоп. А могут и не предложить. Чаще обходится без досмотра. Если же до этого дело и доходит, то досмотр проходит быстро, чисто формально.
На самом выходе с территории погранпункта надо опять предъявить паспорт для контроля. И все. Процедура завершена. Осталось сесть на автобус до Дананга. До самой автостанции идти не нужно. Слипбасы ждут визаранщиков у кафе, метрах в 100 от территории транспортного предприятия (это кафе я обозначил на карте-схеме, приведенной выше).
Дорога домой
Теперь порассуждаем о времени. Автобусы отправляются из Дананга дважды в день, каждое утро в 6:30 и 7:30. В Лао Бао прибывают они соответственно в 11:30 и 12:30. Из Лао Бао в Дананг слипбасы отходят в 13:00 и 14:00. Весь процесс прохождения границы в обе стороны, включая дорогу пешком неспешным шагом от автобуса и обратно занимает около 1 часа. Т.е остается в запасе около получаса. За это время можно либо перекусить в кафе, либо сходить на большой рынок (называющийся почему-то торговый центр) тут же неподалеку.
Цены на этом рынке я подробно не изучал. Я там приобретал лишь фрукты в дорогу примерно по такой же стоимости, как и в Дананге.

И это очень удобно, можно приехать, быстренько пройти границу и почти сразу же уехать. Впрочем, если даже опоздать на последний автобус (в 14:00), проблема решаема. Например, когда мы гуляли по Дансавану, то пришли обратно где-то к 16:00. Но мы сели на минибас (маршрутку) до Донг Ха. Донг Ха – это городок на равнинной части Вьетнама и через него проходит множество автобусных маршрутов, как на север, так и на юг. Оттуда мы с легкостью добрались до Дананга. Получилось даже дешевле, чем прямым рейсом.
Но если не гулять нигде, то уезжаем на слипбасе до Дананга. После посадки в автобус я фотографирую на всякий случай свежий штампик. Также заношу событие в онлайн-календарь с датой следующего визарана и с напоминанием об этом за пару дней.
Единственное отличие обратного маршрута это то, что у него только одна остановка, но не такая длительная, как утром. В туалет можно успеть, а вот уже перекусить не успеете. Это надо учитывать.
Прибываем в Дананг также на Центральный автовокзал в 18:00 или 19:00 в зависимости от рейса. На этом все. Через полтора месяца визаран повторяем.