Железнодорожная сеть в Таиланде достаточно развита: на поезде можно добраться в любой уголок страны. Поездка этим видом транспорта может стать более дешевой альтернативой автобусу и уж тем более – самолету.
Исторически сложилось, что вся железнодорожная колея в Таиланде, как и у некоторых соседних стран – узкоколейная (1000 мм). Для сравнения в России ширина жд колеи 1520 мм. Соответственно, ширина вагона здесь тоже меньше, чем, например, в России. Тайский вагон имеет около 2700 мм в поперечнике (внутренний размер), тогда как вагон РЖД – примерно 3000 мм в ширину. Эти 30 см разницы значительно сказываются на организации внутреннего пространства вагона.
Что же такое общий вагон в Таиланде. Строго говоря, такого понятия в этой стране нет. Есть вагоны 3-го класса – это вагоны с полужесткими диванами, как в наших электричках. Кондиционер отсутствует. Вместо этого вентиляторы на потолке. А чаще и вентиляторы не нужны, вагоны насквозь продуваются через открытые окна (да и двери тоже).
Билеты в 3-й класс, как и в другие типы вагонов, можно приобрести онлайн. Как это сделать я подробно описал в статье.
Встречал в интернете мнение, что в 3-й класс продают билеты без мест – типа заскакиваешь в вагон и прыгаешь на свободное место – кто встал, того и тапки. Ну а если не повезет, придется кататься стоя в тамбуре.
Не знаю, может когда-то так и было. Но сейчас все билеты в 3-й класс продают строго с местами. Проводники бдят за тем, чтобы все сидели строго на своих местах. И конечно же никаких стоячих мест быть не может.
Ну и о самой поездке. Мне предстояло проехать от региональной столицы Сураттхани до Бангкока.
По расстоянию это около 650 км. Билет стоил 217 бат ($6,3). Следующий класс, тоже сидячий, но с креслами стоил уже 358 бат ($10,4). Спальные места начинаются от 458 бат ($13,3). В общем, я решил испытать как сильно можно сэкономить и приобрел самый дешевый билет.
Впечатления противоречивые. Не сказать, чтобы в вагоне было очень грязно, но и чистым его не назвать. Санузел крошечный, но в принципе воспользоваться можно, все работает.
Кроме крошечной раковины в туалете еще установили зачем-то 2 отдельных умывальника. Спорное решение. По мне, лучше бы поставили нормальных размеров санузел. Хотя для маленьких азиатов наверное площадь туалета не столь критична, как для меня.
Сиденья расположены примерно как в наших электричках. Но из-за того, что вагон уже, диваны меньшего размера – рассчитаны только на двоих пассажиров.
Розеток в вагоне нет никаких, необходимо иметь при себе заряженный повербанк.
Кстати о пассажирах. Кроме меня все остальные были тайцами, по крайней мере азиатами. Иностранные туристы почему-то не жалуют 3 класс.
Поездка проходила ночью. Как я уже упоминал, все окна были раскрыты. Двери тут тоже не принято закрывать. Под утро стало даже несколько прохладно, я накинул на себя плед.
Для курильщиков здесь еще не настали черные времена – всю дорогу дымили в тамбуре.
Насчет комфорта. Тут все сильно зависит от степени заполняемости вагона. В этот раз мне повезло, примерно половина мест пустовала. Это дало возможность прилечь на скамейку, пусть она и короткая.
Всю дорогу поездные торговцы разносят различную снедь – голодными точно не останетесь.
Несколько позже я повторил эксперимент с вагоном 3-го класса. И тогда салон забился полностью. Пришлось всю дорогу ехать на своем маленьком квадратике посадочного места. Часть фото оттуда.
Могу ли я порекомендовать кому-то такую поездку? Если не слишком продолжительную (до 4 часов), то вполне. А вот длительные поездки – это как повезет. Можно приехать разбитым и невыспавшимся. Но, в любом случае, душу будет греть мысль о сэкономленных финансах.